МИССИЯ КАФЕДРЫ
Обеспечение подготовки высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста, становления его как культурной, образованной, деятельной и социально ответственной личности, обладающей глубокими знаниями в области коррекционной педагогики, владеющей эффективными коррекционно-образовательными технологиями, способной проектировать собственное профессиональное развитие.
ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ
Кафедра коррекционной педагогики создана 1 февраля 2003 г. Заведует кафедрой – канд. пед. наук, доцент Татьяна Владиславовна Романова. На кафедре работают 2 кандидата педагогических наук (Г.П. Захарова, Т.В. Романова), 5 старших преподавателей (Т.С. Гусева, Г.В. Иванова, С.Н. Силантьева, А.Е. Федотова, И.В. Смирнова), 3 преподавателя (Т.М. Степанова, Т.Н. Семенова, В.М. Егорова). В качестве совместителей к работе на кафедре привлечены высококвалифицированные специалисты: Е.Е. Симурзина – врач-логопед высшей категории детской поликлиники МУЗ «2-ая городская больница» г. Чебоксары, главный логопед Министерства здравоохранения ЧР; Р.Г. Каштанова – сурдопедагог высшей категории сурдологического кабинета поликлиники Республиканской детской клинической больницы Министерства здравоохранения ЧР; К.П. Гаврилова – зам. директора по учебной работе Чебоксарской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната МО ЧР для слепых и слабовидящих детей, тифлопедагог высшей категории; Л.Ю. Кузьмина – учитель-логопед высшей категории лицея №1 пос. Кугеси Чебоксарского района ЧР; Г.А. Черныш – заместитель директора по научной работе РГОУ «Специальная коррекционная) общеобразовательная школа № 1»; З.Н. Якушкина – доцент кафедры русского языка ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Дисциплины предметной подготовки преподают выпускники дефектологических факультетов ведущих научных школ России: Московского (кафедра олигофренопедагогики – В.И. Трофимова, кафедра логопедии – С.Н. Силантьева, кафедра сурдопедагогики – Е.Е. Симурзина, Р.Г. Каштанова); Ленинградского (кафедра логопедии – Т.С. Гусева, кафедра тифлопедагогики – К.П. Гаврилова); Мордовского (кафедра олигофренопедагогики – Л.Ю. Кузьмина) педагогических институтов. Кафедра обеспечивает подготовку специалистов по следующим специальностям: «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Специальная психология», «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования». В ходе организации образовательного процесса особое внимание преподаватели уделяют использованию современных информационных технологий, компьютерных образовательных программ: программа курса обучения студентов «Пути использования компьютерных технологий в специальном образовании», Электронная хрестоматия к курсу обучения студентов, «Мир за твоим окном», «Состав числа», «Лента времени», «Решение задач на движение», «В городском дворе», «Моя жизнь», «Логопедия (дислалия)» и др. С целью углубления профессиональной подготовки студентов на кафедре открыты следующие специализации: «Дошкольная логопедия», «Организация и содержание работы психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций», «Организация информатизации специального образования», «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии», «Техника сурдоперевода», «Организация и содержание коррекционно-педагогической работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения». Основным направлением научно-исследовательской работы кафедры является культурологический подход в специальном и профессиональном образовании.
В рамках данного направления выполняются исследования по следующим темам: - «Культурологическая подготовка будущих педагогов дошкольного и специального образования» (Захарова Г.П.); - «Развитие педагогической мысли в Чувашии» (Романова Т.В.); - «Пропедевтическая работа по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников в условиях билингвизма на этапе предшкольной подготовки» (Гусева Т.С.); - «Воспитание взаимоотношений детей с отклонениями в развитии с их нормально развивающимися сверстниками» (Трофимова В.И.); - «Развитие слухового восприятия неречевых звучаний глухих младших школьников» (Федотова А.Е.); - «Формирование эмпатии у старших дошкольников и младших школьников в учреждениях закрытого типа» (Иванова Г.В.); - «Формирование навыков анализа и синтеза предложений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (Силантьева С.Н.); - «Активизация этнопедагогического потенциала в коррекционной работе при подготовке будущих дефектологов» (Семенова Т.Н.); - «Формирование детско-родительских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с проблемами в развитии» (Степанова Т.М.)
С результатами исследований преподаватели кафедры ежегодно принимают участие в научно-практических конференциях и выставках разного уровня. За весь период существования кафедры преподаватели приняли участие более чем в 60 научно-практических конференциях.
|