Факультет
Образование
Наука
Внеучебная жизнь
Абитуриентам
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Основные вехи становления факультета

Становление факультета связано с открытием в 1984 г. на базе факультета педагогики и методики начального обучения заочного отделения специальности «Педагогика и психология (дошкольная)» со сроком обучения 5 лет. В 1985 г. был разработан и внедрен в практику новый учебный план по этой же специальности с сокращенным сроком обучения (4 года) для лиц, имеющих базовое среднее профессиональное (дошкольное) образование. В 1989 г. состоялся первый выпуск студентов заочного отделения – 161 специалист. С учетом этнокультурной среды региона в 1990 г. было открыто чувашское отделение.

Становление и совершенствование работы заочного отделения осуществлялось под руководством ректора пединститута Г. С. Сидорова, проректора Н. Г. Счетчикова, декана Д. Е. Егорова и главного специалиста по дошкольному воспитанию Министерства просвещения республики Р. Б. Кузьминой.

В 1987 г. была открыта выпускающая кафедра педагогики и методики дошкольного воспитания. Ее работой до 1990 г. руководила канд. пед. наук, доцент М. И. Вайберт. Первыми преподавателями кафедры стали молодые специалисты – выпускники Марийского (И. Л. Зачесова, К. Г. Андреева) и Ульяновского (Л. Г. Васильева) пединститутов. К работе на кафедре привлекались ведущие преподаватели Чебоксарского педагогического училища: О. В. Драгунова, Н. В. Кондратенко, Э. И. Кубарева, Н. И. Лещина, Г. И. Михайлова, Э. С. Семенова и др.

В сентябре 1990 г. кафедра педагогики и методики дошкольного воспитания была преобразована в кафедру дошкольной педагогики и психологии. Зав. кафедрой была избрана канд. пед. наук, доцент О. В. Драгунова. В 1990-1993 гг. коллектив кафедры пополнился выпускниками Чувашского (М. В. Еремеева, Э. А. Баранова, О. В. Парфенова) и Марийского (С. Н. Султанова, М. А. Ватитова) пединститутов.

В марте 1994 г. ректорат вышел с ходатайством в Министерство образования Российской Федерации об открытии очного отделения специальности «Дошкольная педагогика и психология». С ее открытием в 1995 году факультет дошкольной педагогики и психологии функционирует как самостоятельное структурное подразделение вуза. Первый декан – канд. пед. наук, доцент Г. П. Захарова.

С учетом потребности республики в специалистах, подготовленных для работы в условиях вариативности программ дошкольного образования и в соответствии с законами Российской Федерации, Чувашской Республики «Об образовании», законом «О языках в Чувашской Республике» Г. П. Захарова разработала учебные планы сразу по двум педагогическим специальностям. Впервые подготовка специалистов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» стала осуществляться с дополнительной специальностью «Филология»: иностранный (английский) язык; родной (чувашский) язык и литература и специализацией «Детская практическая психология». На каждое из отделений было принято по 25 студентов. В июне 2000 г. состоялся первый выпуск очного отделения по этой специальности – 48 специалистов.

В соответствии с новым Классификатором направлений и специальностей и впервые введенными Государственными образователь­ными стандартами высшего профессионального образования (далее ГОС ВПО) в 1997-1998 гг. Г. П. Захарова вновь пролицензировала в Министерстве образования Российской Федерации специальность «Дошкольная педагогика и психология», а также успешно провела лицензионную экспертизу новой специальности «Педагогика и методика дошкольного образования».

Эти два года были особенно напряженными. Во-первых, реформы высшего педагогического образования требовали от руководства факультета обеспечения необходимых условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса – его содержательной, организационной, технологической и иных сторон. Во-вторых, формировавшаяся в России система непрерывного образования требовала практической реализации новой образовательной модели – многоуровневой подготовки специалистов. В-третьих, преобразования в системе дошкольного образования республики требовали открытия новых специальностей. В-четвертых, развитие факультета было невозможно без расширения учебно-лабораторной базы. Все эти объективные социокультурные условия нашли отражение в следующей деятельности руководства факультета.

В декабре 1996 г. состоялось совместное собрание коллектива факультета и коллектива дошкольного отделения Чебоксарского педагогического колледжа по разработке сопряженного учебного плана первой и второй ступеней высшего профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами специальностей: «Педагогика и методика дошкольного образования» и «Дошкольное воспитание». Был создан учебно-научно-педагогического комплекс, в который вошли факультет и педагогический колледж. В рамках его работы был разработан «сквозной» учебный план, и в сентябре 1997 г., впервые в истории развития пединститута, внедрена двухступенчатая модель подготовки студентов по новой специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» со сроками обучения: 3 года в педколледже, 2 года (очно) и 4 года (заочно) на факультете. Это новшество имело и негативные для факультета последствия: 20 бюджетных мест из плана приема на I курс были переданы поступающим сразу на IV курс абитуриентам из педколледжа. В 1999 г. состоялись первые выпуски студентов очного отделения специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» – 39 специалистов, заочного отделения – 48 специалистов. В связи с введением в 2000 г. ГОС ВПО нового поколения по этой специальности, срок обучения на очном отделении увеличился до 3-х лет.

Интерес абитуриентов к специальностям факультета из года в год рос. Конкурс на специальности факультета ежегодно являлся одним из самых высоких в пединституте. Потребность в педагогах дошкольного образования в городе и республике не снизилась. По данным Министерства образования, науки и высшей школы Чувашской Республики число детей, нуждающихся в коррекции здоровья и развития, увеличивалось, расширялась сеть специальных (коррекционных) дошкольных учреждений. Это актуализировало потребность в специалистах по коррекционной педагогике и специальной психологии, которые были востребованы не только образовательными, но и медицинскими учреждениями для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и для коррекционно-педагогичес-кой работы с семьей. В вузах республики подготовка таких специалистов до сих пор не осуществлялась.

В 1997 г. декан факультета Г. П. Захарова успешно провела в Министерстве образования Российской Федерации лицензионную экспертизу новой специальности «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)». Открытие этой специальности требовало развития на факультете специальной учебно-лабораторной базы и дополнительных учебных площадей для обеспечения образовательного процесса. Однако необходимого аудиторного фонда для организации учебного процесса в пединституте не имелось.

В связи с этим ректор Г. С. Сидоров и декан факультета Г. П. Захарова по решению ученого совета пединститута вышли с ходатайством в Чебоксарское городское собрание депутатов Чувашской Республики о передаче из муниципальной в федеральную собственность имущественного комплекса дошкольного образовательного учреждения № 171, которое уже три года не работало в связи с экономической и демографической ситуациями в стране в целом. Инициатива пединститута была поддержана Министерством образования, науки и высшей школы Чувашской Республики, главным специалистом по дошкольному воспитанию Р. Б. Кузьминой, начальником Управления образования администрации г. Чебоксары С. В. Капрановым, Межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов использования объектов социальной инфраструктуры, находящихся и находившихся на балансе предприятий Чувашской республиканской собственности (председатель – министр по социальной политике В. П. Мидуков). 22 декабря 1997 г. Чебоксарское городское собрание депутатов Чувашской Республики (председатель – глава самоуправления г. Чебоксары А. А. Игумнов) приняло решение о безвозмездной передаче в федеральную собственность имущественного комплекса, расположенного по ул. Шумилова, д. 18а, для размещения факультета дошкольной педагогики и психологии. 20 марта 1998 г. факультет переехал в новое здание, которое стало учебным корпусом № 4 пединститута.

В 1998 г. был осуществлен прием студентов на очное отделение по специальности «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)» со специализацией «Дошкольная логопедия». Заочная форма обучения по этой специальности открыта в 1999 г. В связи с введением ГОС ВПО нового поколения в 2000 г. эта специальность получила новое название – «Специальная дошкольная педагогика и психология». В июне 2003 г. состоялся первый выпуск студентов очного отделения – 43 специалиста, а в 2004 г. – первый выпуск заочного отделения – 19 специалистов.

С целью развития системы образования республики, расширения образовательных услуг для родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья в 2001 г. была открыта новая специальность «Специальная психология» (очная форма обучения) и принято 43 студента.

В 2002 г. декан факультета пролицензировала еще две новые специальности дефектологического профиля – «Логопедия» и «Олигофренопедагогика». На очном отделении в 2003 г. эти две специальности были совмещены с ранее открытыми специальностями дефектологического профиля – «Специальная дошкольная педагогика и психология» и «Специальная психология», а на заочном отделении открыта специальность «Логопедия».

В октябре 2002 г. факультет успешно прошел лицензионную и аттестационную экспертизу. Аттестационная комиссия Министерства образования Российской Федерации по итогам комплексной проверки, отметила, что разработанная на факультете концепция развития позволяет в перспективе создать научно-исследовательский институт дошкольного и специального образования. Приоритетные направления развития факультета: повышение качества подготовки специалистов; рост профессионального мастерства научно-педагогических кадров, их подготовка в ведущих научных центрах России; совершенствование научно-исследовательской деятельности; модернизация системы воспитательной работы. В феврале 2003 г. факультет был переименован в факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии.

Открыв две специальности дошкольного профиля и четыре специальности дефектологического профиля, руководство факультета моделировало из них профессиональные образовательные программы и учебные планы по смежным специальностям. В настоящее время факультет предлагает специальности, которые в совокупности представляют универсальный спектр современного высшего психолого-педагогического образования. В соответствии с потребностями социокультурного развития республики на факультете организовано поливариантное образовательное пространство по подготовке преподавателей дошкольной педагогики и психологии, организаторов-методистов дошкольного образования, специальных психологов, педагогов-дефектологов, учителей логопедов, учителей-олигофренопедагогов для работы в дошкольных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях разного вида, педагогических колледжах, профессиональных училищах, органах управления образованием, медико-психолого-педагогических центрах.

В 2006 г. декан факультета Г. П. Захарова успешно провела лицензионную экспертизу новой специальности образования в области сервиса «Домоведение» со специализациями «Домашнее воспитание», «Управление в жилищно-коммунальном хозяйстве». Открытие этой уникальной специальности обусловлено потребностью республики в менеджерах по организации, управлению и производственно-технологическому сопровождению сервисной деятельности в системе ЖКХ, предоставлению персональных услуг по сопровождению семейного бизнеса, корпоративного сервиса, производству и потреблению товаров и услуг. В 2007 г. на очное отделение было принято 25 студентов и 18 – на заочное отделение на платной основе обучения.

В 2007 г. проведена аттестация и аккредитация специальности «Логопедия»; в 2008 г. – аттестация и аккредитация специальности «Олигофренопедагогика».

Параллельно с открытием специальностей ежегодно велась активная работа по лицензированию в УМО по специальностям педагогического образования специализаций по всем специальностям факультета в целях углубления профессиональной компетентности студентов и повышению их конкурентноспособности на рынке образовательных услуг. Всего пролицензировано 41 специализация. Наиболее востребованы специализации «Практическая психология и консультирование», «Техника сурдоперевода», «Дошкольная логопедия», «Организация и содержание работы психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций», «Управление в жилищно-коммунальном хозяйстве».

За прошедшие годы произошли значительные изменения в структуре факультета. Развитие основных специальностей и специализаций факультета требовало открытия выпускающих кафедр. В 1999 г. кафедру дошкольной педагогики и психологии возглавила канд. пед. наук, доцент О. В. Парфенова. В 2000 г. кафедра была разделена на две кафедры - детской психологии (зав. кафедрой - канд. психол. наук, доцент Э. А. Баранова) и дошкольной педагогики (зав. кафедрой - канд. пед. наук, доцент М. Ю. Дерябина). В 2004 г. кафедра детской психологии была преобразована в кафедру возрастной и специальной психологии (зав. кафедрой - канд. биол. наук, доцент Н. Н. Васильева, с 2007 г. кафедру возглавляет доктор психол. наук, доцент Э. А. Баранова). В 2003 г. была открыта кафедра коррекционной педагогики (зав. кафедрой канд. пед. наук, доцент Т. В. Романова). В 2008 г. была создана кафедра методик дошкольного образования, которая в 2009 г. была преобразована в кафедру теории и методики дошкольного образования (зав. кафедрой - доктор пед. наук, доцент М. Б. Кожанова).

Управление целостным педагогическим процессом факультета под руководством декана Г. П. Захаровой успешно осуществлялось в разные годы зам. декана по учебно-воспитательной работе – канд. пед. наук, доцентом М. Б. Кожановой (1997-2002 гг.), зам. декана по учебной работе – канд. биол. наук, доцентом Н. Н. Васильевой (2002 г.); канд. пед. наук, доцентом Т. Н. Астраханцевой (с 2003 г. – заочное отделение), ст. преподавателем Т. С. Гусевой (с 2003 г. – очное отделение), зам. декана по воспитательной работе – канд. психол. наук, доцентом Т. В. Александровой (2002-2004 гг.), канд. пед. наук, доцентом М. В. Черновой (с 2004 г.), зам. декана по научной работе – канд. психол. наук, доцентом Л. М. Костиной (2000-2005 гг.), канд. психол. наук, доцентом С. В. Велиевой (2005-2006 гг.), канд. биол. наук, доцентом Н. Н. Васильевой (2007 г.), канд. пед. наук О. В. Парфеновой (с 2008 г.).

Признание передового опыта работы факультета выразилось в привлечении преподавателей кафедр к работе в составе экспертных комиссий по аттестации, лицензированию и аккредитации Министерства образования и науки РФ и республиканского министерства. Так, декан факультета Г. П. Захарова участвовала в аттестации специальностей «Педагогика и методика дошкольного образования», «Социальная педагогика» в Оренбургском государственном педагогическом университете (2003 г.), специальностей «Дошкольная педагогика и психология», «Культурология» в Ульяновском государственном педагогическом университете (2007 г.). Зав. кафедрой возрастной и специальной психологии Э. А. Баранова участвовала в аттестации Чувашского республиканского института образования по специальности «Психология» (2009 г.).

В 2011-2012 учебном году в учебном процессе активно участвовали ведущие специалисты: В.Н. Иванов, доктор педагогических наук, профессор, министр образования и молодежной политики Чувашской Республики; Т.Г. Богданова, доктор психологических наук, профессор кафедры психолого-педагогических основ специального образования ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»; А.А. Еремина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»; Т.В. Мужжавлева, доктор экономических наук, профессор экономики и социального развития стран Евразийского экономического сообщетсва ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; сотрудники Учреждения РАО «Институт коррекционной педагогики» Н.Н. Малофеев, директор, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор; Е.А. Стребелева, главный научный сотрудник, доктор  педагогических наук, профессор; Н.Д. Шматко, ведущий научный сотрудник, кандидат  педагогических наук, доцент;  В.П. Мидуков,  заместитель Председателя Государственного Совета Чувашской Республики – председатель Комитета по культуре, образованию, науке, национальной и молодежной политике; Ю.Е. Сергеев,  председатель Чувашской республиканской организации Всероссийского общества слепых, Председатель совета по социальной реабилитации – проведение Всероссийской научно-практической конференции «Организация инклюзивного образовательного пространства в условиях комплексной модернизации системы образования в Чувашской Республике» (г. Чебоксары, 22 сентября 2011 г.).  
Поиск
Календарь, новости
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Новости
Объявления
Объявления
...
...
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 280

Copyright Yanduskin © 2010-2012