Факультет
Образование
Наука
Внеучебная жизнь
Абитуриентам
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Научно-исследовательская деятельность

Основными темами научно-исследовательской деятельности кафедр факультета являются:

- культурологические основы развития дошкольного образования – кафедра дошкольной педагогики;

- культурологические технологии дошкольного образования – кафедра теории и методики дошкольного образования;

- культурологический подход в специальном и профессиональном образовании – кафедра коррекционной педагогики;

- психологическое сопровождение развития ребенка в поликультурном пространстве – кафедра возрастной и специальной психологии;

– культурологический подход в теории и практике дошкольного, специального (коррекционного) и профессионального образования – научно-исследовательская лаборатория педагогики и психологии детства.

Результаты научных исследований за последние 10 лет нашли отражение в 17 монографиях, 40 учебных и 307 учебно-методических пособиях. Особенно следует выделить монографии Л. М. Костиной «Интегративная игровая терапия»; О. В. Парфеновой «Очерки истории дошкольного воспитания в Чувашии»; Э. А. Барановой «Развитие познавательных интересов у детей 6–7 лет», опубликованные издательством Московского университета им. М. В. Ломоносова (2003 г.); Э. А. Барановой «Познавательный интерес в дошкольном и младшем школьном возрасте: теория и практика изучения и формирования», Н. Н. Васильевой «Развитие бинокулярных зрительных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста», учебные пособия Э. А. Барановой «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников (2005 г., Санкт-Петербург), «Введение в детскую психологию. Курс лекций» (2006 г., Санкт-Петербург), Велиевой С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста (2005 г., Санкт-Петербург).

Гриф УМО по специальностям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации имеют учебные пособия: О. В. Драгуновой «Дошкольная педагогика», Н. Н. Васильевой (в соавт.) «Психология», гриф МО и МП Чувашской Республики – «Формирование чувашской речи у русскоязычных дошкольников (произносительный аспект)» С. Г. Михайловой; «Развитие русской устной речи у чувашских детей дошкольного возраста в условиях билингвизма» Н. В. Ивановой; «Дошкольное воспитание Чувашии: история и современность» О. В. Парфеновой; «Художественно-эстетическое воспитание детей в условиях ДОУ» М. В.Черновой; «Настольная книга для родителей по физическому воспитанию детей от рождения до 7 лет», «Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста» В. Т. Никонорова; «Развитие у чувашских детей дошкольного возраста навыков русской устной речи в условиях билингвизма» Н. В. Ивановой.

Учебные и учебно-методические пособия преподавателей неоднократно занимали призовые места в конкурсе педуниверситета на лучшее печатное издание: в 2005 г. Э. А. Баранова и С. В. Велиева – II место в номинации «Учебно-методическое пособие»; в 2006 г. Э. А. Баранова – 1 место в номинации «Учебное пособие». В 2009 г. учебное пособие В. Т. Никонорова «Теоретические и методические основы формирования «школы мяча» у детей дошкольного возраста» стало лауреатом «Конкурса на лучшую научную книгу», организованного Фондом развития отечественного образования при поддержке Государственной академии наук «Российская академия образования» (г. Сочи).

За последние 10 лет преподавателями факультета опубликовано 563 статьи, 124 – в зарубежных, центральных изданиях и в изданиях, входящих в перечень ВАК РФ. 


Государственные молодежные премии Чувашской Республики в области образования, воспитания и молодежной политики были присуждены: преподавателю кафедры дошкольной педагогики М. В. Черновой за научно-исследовательскую деятельность в сфере этноэстетического воспитания подрастающего поколения (2003 г.), старшему преподавателю кафедры дошкольной педагогики Н. В. Ивановой за научную работу «Развитие у чувашских детей дошкольного возраста навыков устной речи» (2006 г.).

В целях повышения результативности научно-исследовательской работы и поддержки молодых ученых в 2003 г. на факультете создана научно-исследовательская лаборатория педагогики и психологии детства как действующая модель интеграции науки и образования. Организатором и научным руководителем лаборатории является канд. пед. наук, доцент Г. П. Захарова. Тематика научных исследований сотрудников лаборатории отражает актуальные проблемы дошкольного образования и подготовки специалистов по разным направлениям инновационной деятельности.

По поручению Президента Чувашской Республики Н. В. Федорова проводилась активная работа по разработке Республиканской целевой программы «Ранняя диагностика и непрерывное психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи». Эти исследования нашли отражение в научном докладе Г. П. Захаровой в комитетах Государственной Думы РФ по образованию, вопросам семьи, женщин и детей, где были представлены концептуальные подходы и опыт Чувашской Республики по обеспечению прав детей на доступное и качественное дошкольное образование, а также в подпрограмме «Развитие системы дошкольного образования в Чувашской Республике на 2011 – 2020 годы» Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2011 – 2020 годы.

Целый ряд исследований выполнен по заказу Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. Преподаватели кафедр и сотрудники лаборатории участвовали в разработке Концепции развития дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года, Республиканской Программы образования ребенка-дошкольника, хрестоматии «Родник», Программы воспитания ребенка-дошкольника в семье. Результаты научных исследований ученых вошли в содержание Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года (раздел «Дошкольное образование: равные стартовые возможности»). В рамках реализации Республиканской целевой Программы развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы по итогам республиканских конкурсов грантовой поддержки удостоены - проект «Педагогика и психология предшкольного образования» - в номинации «Разработка и реализация проекта по подготовке тьюторов по организации предшкольного образования» (научный руководитель проекта Г. П. Захарова), проект «Открытый мир» - в номинации «Разработка и реализация проектов по внедрению в детских садах инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями» (научный руководитель проекта Т. В. Романова).

Сегодня дошкольные образовательные учреждения осуществляют воспитательно-образовательный процесс по вариативным программам развития ребенка-дошкольника, что с одной стороны, предоставляет дошкольнику обширный спектр образовательных возможностей подготовки к обучению в школе, а с другой – остро ставит перед специалистами проблему контроля качества реализуемого содержания образования и прогнозирования хода психического развития ребенка на этапе вхождения его в новую ведущую деятельность – учебную. Это актуализирует проведение исследований по выявлению степени психофизиологической готовности детей к систематическому обучению в школе. В связи с этим по заказу республиканского министерства в рамках реализации федеральной Комплексной программы модернизации образования научными сотрудниками лаборатории вместе со студентами с 2007 г. регулярно проводится «Мониторинг состояния готовности детей к обучению в школе (внешний входной контроль учащихся первых классов начальной школы). Были обследованы первоклассники МОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары, МОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского и МОУ «Траковская чувашско-немецкая гимназия» Красноармейского районов республики.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» совместно с «Институтом стратегических исследований в образовании РАО» и «Межрегиональной ассоциацией мониторинга и статистики образования» выполнен государственный заказ «Апробация программы мониторинга состояния системы образования детей старшего дошкольного возраста в пилотных регионах (на примере Республики Чувашия)». Результаты этих научных исследований нашли отражение в нормативных документах и программах развития дошкольного и специального образования России.

Учеными лаборатории совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» участвовали в государственном проекте «Разработка и внедрение содержания и психолого-педагогических технологий образования старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья». Проведен мониторинг по выявлению отношений педагогов и родителей к инклюзивному образованию, скрининг – диагностика по выявлению детей 6 -7 лет групп риска, реализован проект по апробации комплексной программы развития, воспитания и обучения детей 5-7 лет, имеющих отклонения в развитии. Результаты исследований были представлены на семинарах с участием ведущих специалистов Института коррекционной педагогики - академика РАО, докт. пед. наук, профессора Н. Н. Малофеева, докт. пед. наук, профессора Е. А. Стребелевой, канд. пед. наук, профессора Н. Д. Шматко и др.

Стратегическая цель государственной образовательной политики - формирование достойной жизненной перспективы для каждого ребенка и его семьи. В связи с этим особым направлением исследований ученых лаборатории стали актуальные проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В конкурсе молодых ученых-кандидатов наук (2006 г.) научно-исследовательская работа Н. Н. Васильевой «Особенности бинокулярных зрительных функций у детей, развивающихся в норме и имеющих нарушения зрения» удостоена премии Президента Российской Федерации (проект МК-7212.2006.04). Научный руководитель проекта – докт. биол. наук, профессор, ведущий научный сотрудник ГНУ «Институт проблем передачи информации РАН» (г. Москва) Г. И. Рожкова. В рамках программы «Научная работа молодых российских ученых в ведущих научных организациях Российской Федерации» она получила грант Российского фонда фундаментальных исследований для прохождения стажировки в ГНУ «Институт проблем передачи информации им. А. А. Харкевича Российской Академии Наук» (2009 г.).

Грантами Российского гуманитарного научного фонда подержаны исследования Т. С. Гусевой «Предупреждение нарушений письма на русском языке у чувашскоязычных дошкольников на этапе предшкольной подготовки» и Г. П. Захаровой «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе предшкольной подготовки». Результаты исследования нашли отражение в монографии и учебно-методических пособиях для дефектологов, педагогов дошкольного образования и учителей начальных классов республики.

С 2007 г. республика включена в федеральный проект по апробации различных моделей и вариативных программ развития, воспитания и обучения детей 5-7 лет. В связи с этим при лаборатории была открыта «Детская академия» и создана учебно-лабораторная база для проведения экспериментальной работы по апробации и внедрению инновационных технологий психофизиологического развития ребенка-дошкольника, вариативных моделей предшкольной подготовки детей, форм инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и др. Проект «Детская академия» дважды удостоен гранта республиканского министерства в номинации «Поддержка эффективных моделей организации предшкольного образования» (научный руководитель проекта М. Ю. Дерябина).

Продолжилась работа по совершенствованию профессиональной подготовки специалистов. Результатом совместной работы студентки О. В. Ильиной и сотрудников лаборатории стал проект «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка со сложной структурой дефекта», который был поддержан грантом президента Чувашской Республики и успешно реализован. В проекте апробировалась технология разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках научно-исследовательского проекта «Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе на факультетах коррекционной педагогики и специальной психологии», финансируемого Российским гуманитарным научным фондом, по поручению Московского городского педагогического университета апробировались тестовые задания по дисциплинам психолого-педагогической и предметной подготовки по специальности «Олигофренопедагогика» в учебном процессе. Этот проект был успешно реализован благодаря сотрудничеству с кафедрой олигофренопедагогики вуза и канд. пед. наук, доцентом А. А. Ереминой, которая ежегодно с 2007 г. участвует в образовательном процессе факультета как ведущий специалист.

В 2009 г. Г. П. Захарова, Э. А. Баранова, М. Ю. Дерябина по заказу Министерства образования и молодежной политики ЧР участвовали в проекте Юнеско и Всемирного банка «Исследование качества услуг дошкольного образования и раннего развития детей в регионах Российской Федерации». Цель проекта - выявление, анализ и оценка качества региональной системы дошкольного образования. Результатом этой комплексной работы специалистов министерства, ученых педуниверситета и республиканского института образования стал региональный обзор политики в области качества воспитания и образования детей младшего возраста в Чувашской Республике.

В 2009 г. научная работа преподавателей поддержана грантами РГНФ: на проведение Республиканского семинара «Профилактика созависимого, асоциального поведения у детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Чувашской Республики» ((научный руководитель проекта Т. В. Романова); на проведение научного исследования «Этнокультурная социализация ребенка в ДОУ: региональный аспект» ((научный руководитель проекта М. Б. Кожанова).

Активная и востребованная научно-исследовательская деятельность преподавателей кафедр и научных сотрудников НИЛ педагогики и психологии детства, аспирантов удостоена грантов Президента РФ, РГНФ, РФФИ, МО и МП ЧР. 



На кафедре возрастной и специальной психологии открыта аспирантура по специальности «Педагогическая психология». Ею руководит доктор психологических наук, доцент Э. А. Баранова.

На факультете эффективно организована научно-исследовательская работа студентов (далее НИРС). На кафедрах успешно функционируют 25 проблемных групп. Результаты НИРС нашли отражение в 497 статьях и подтверждены участием в международных (34 студента), всероссийских (505 студентов) научно-практических конференциях.



Ежегодно студенты принимают участие во Всероссийском конкурсе на лучшую научную работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам. За прошедшие 15 лет дипломантами Всероссийского открытого конкурса на лучшую научную работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам стали 23 студента. 

В 2002 г. К. Шихмачева (науч. рук. – Т. С. Гусева) приняла участие во Всероссийском конкурсе молодых ученых, посвященном 95-летию со дня рождения Р.Е. Левиной (Институт коррекционной педагогики РАО, Москва), представив работу «Развитие фонематического слуха у детей 6-7 лет в условиях русско-чувашского двуязычия средствами дидактических игр», и была награждена сертификатом и грамотой. Результаты конкурса были опубликованы в журнале «Дефектология» № 6 за 2003 г.

М. Яковлева (науч. рук. – канд. психол. наук С. В. Велиева) стала лауреатом Всероссийского открытого заочного конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное Достояние России»

За особую творческую устремленность, достижения в учебной, научной, производственной и управленческой деятельностях удостоены стипендий - Президента РФ (О. Серикова), Правительства РФ (2 студента), Президента Чувашской Республики (26 студентов и 4 преподавателя), им. И. Я. Яковлева (5 студентов), им. В. Г. Егорова (4 студента).
Поиск
Календарь, новости
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Новости
Объявления
Объявления
...
...
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 280

Copyright Yanduskin © 2010-2012