Факультет
Образование
Наука
Внеучебная жизнь
Абитуриентам
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Научно-исследовательская лаборатория педагогики и психологии детства организована на факультете дошкольной и коррекционной педагогики и психологии в 2003 г. как действующая модель интеграции науки и образования. Организатором и научным руководителем лаборатории является кандидат педагогических наук, доцент Галина Павловна Захарова. 

Тематика научных исследований отражает актуальные проблемы дошкольного образования и подготовки специалистов по разным направлениям инновационной деятельности.

По поручению Президента Чувашской Республики Н. В. Федорова проводилась активная работа по разработке Республиканской целевой программы «Ранняя диагностика и непрерывное психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи». Эти исследования нашли отражение в научном докладе Г. П. Захаровой в комитетах Государственной Думы РФ по образованию, вопросам семьи, женщин и детей, где были представлены концептуальные подходы и опыт Чувашской Республики по обеспечению прав детей на доступное и качественное дошкольное образование, а также в подпрограмме «Развитие системы дошкольного образования в Чувашской Республике на 2011 – 2020 годы» Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2011 – 2020 годы.

Целый ряд исследований выполнен по заказу Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. Сотрудники лаборатории участвовали в разработке Концепции развития дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года, Республиканской Программы образования ребенка-дошкольника, Программы воспитания ребенка-дошкольника в семье и др. Результаты научных исследований ученых вошли в содержание Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года (раздел «Дошкольное образование: равные стартовые возможности»). В рамках реализации Республиканской целевой Программы развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы по итогам республиканских конкурсов грантовой поддержки удостоены - проект «Педагогика и психология предшкольного образования» - в номинации «Разработка и реализация проекта по подготовке тьюторов по организации предшкольного образования», проект «Открытый мир» - в номинации «Разработка и реализация проектов по внедрению в детских садах инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями»

Сегодня дошкольные образовательные учреждения осуществляют воспитательно-образовательный процесс по вариативным программам развития ребенка-дошкольника, что с одной стороны, предоставляет дошкольнику обширный спектр образовательных возможностей подготовки к обучению в школе, а с другой – остро ставит перед специалистами проблему контроля качества реализуемого содержания образования и прогнозирования хода психического развития ребенка на этапе вхождения его в новую ведущую деятельность – учебную. Это актуализирует проведение исследований по выявлению степени психофизиологической готовности детей к систематическому обучению в школе. В связи с этим по заказу республиканского министерства в рамках реализации федеральной Комплексной программы модернизации образования научными сотрудниками лаборатории вместе со студентами с 2007 г. регулярно проводится «Мониторинг состояния готовности детей к обучению в школе (внешний входной контроль учащихся первых классов начальной школы). Были обследованы первоклассники МОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары, МОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского и МОУ «Траковская чувашско-немецкая гимназия» Красноармейского районов республики.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» совместно с «Институтом стратегических исследований в образовании РАО» и «Межрегиональной ассоциацией мониторинга и статистики образования» выполнен государственный заказ «Апробация программы мониторинга состояния системы образования детей старшего дошкольного возраста в пилотных регионах (на примере Республики Чувашия)». Результаты этих научных исследований нашли отражение в нормативных документах и программах развития дошкольного и специального образования России.

Учеными лаборатории совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО проведен мониторинг по выявлению отношений педагогов и родителей к инклюзивному образованию, скрининг – диагностика по выявлению детей 6 -7 лет групп риска, реализован проект по апробации комплексной программы развития, воспитания и обучения детей 5-7 лет, имеющих отклонения в развитии. Результаты исследований были представлены на республиканских семинарах с участием ведущих специалистов Института коррекционной педагогики - академика РАО, докт. пед. наук, профессора Н. Н. Малофеева, докт. пед. наук, профессора Е. А. Стребелевой, канд. пед. наук, профессора Н. Д. Шматко и др.

Стратегическая цель государственной образовательной политики - формирование достойной жизненной перспективы для каждого ребенка и его семьи. В связи с этим особым направлением исследований ученых лаборатории стали актуальные проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Исследование старшего научного сотрудника Н. Н. Васильевой «Особенности бинокулярных зрительных функций у детей, развивающихся в норме и имеющих нарушения зрения» поддержано грантом Президента Российской Федерации. В рамках программы «Научная работа молодых российских ученых в ведущих научных организациях Российской Федерации» она получила грант Российского Фонда Фундаментальных исследований для прохождения стажировки в ГНУ «Институт проблем передачи информации им. А. А. Харкевича Российской Академии Наук».

Грантами Российского гуманитарного научного фонда подержаны исследования Т. С. Гусевой «Предупреждение нарушений письма на русском языке у чувашскоязычных дошкольников на этапе предшкольной подготовки» и Г. П. Захаровой «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе предшкольной подготовки». Результаты исследования нашли отражение в монографии и учебно-методических пособиях для дефектологов, педагогов дошкольного образования и учителей начальных классов республики.

С 2007 г. республика включена в федеральный проект по апробации различных моделей и вариативных программ развития, воспитания и обучения детей 5-7 лет. В связи с этим при лаборатории была открыта «Детская академия» и создана учебно-лабораторная база для проведения экспериментальной работы по апробации и внедрению инновационных технологий психофизиологического развития ребенка-дошкольника, вариативных моделей предшкольной подготовки детей, форм инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и др. Проект «Детская академия» удостоен гранта республиканского министерства в номинации «Поддержка эффективных моделей организации предшкольного образования».

Продолжилась работа по совершенствованию профессиональной подготовки специалистов. Результатом совместной работы студентки О. В. Ильиной и сотрудников лаборатории стал проект «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка со сложной структурой дефекта», который был поддержан грантом президента Чувашской Республики и успешно реализован. В проекте апробировалась технология разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках научно-исследовательского проекта «Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе на факультетах коррекционной педагогики и специальной психологии», финансируемого Российским гуманитарным научным фондом, по поручению Московского городского педагогического университета апробировались тестовые задания по дисциплинам психолого-педагогической и предметной подготовки по специальности «Олигофренопедагогика» в учебном процессе.

Результаты работы научно-исследовательской лаборатории успешно внедряются на курсах повышения квалификации специалистов учреждений образования и здравоохранения («Информатизация управления дошкольным образованием», «Современные медико-педагогические технологии в логопедии», «Логопедические технологии в начальном (общем) образовании»), программе переподготовки учителей школ VIII вида – «Коррекционная педагогика (олигофренопедагогика)» и используются в дополнительных образовательных программах для студентов: «Практическая психология и консультирование», «Техника сурдоперевода», «Современные двигательные системы», «Лечебно-оздоровительный массаж» и др.

В 2009 г. сотрудники лаборатории по заказу Министерства образования и молодежной политики ЧР участвовали в проекте Юнеско и Всемирного банка «Исследование качества услуг дошкольного образования и раннего развития детей в регионах Российской Федерации». Цель проекта - выявление, анализ и оценка качества региональной системы дошкольного образования. Результатом этой комплексной работы специалистов министерства, ученых педуниверситета и республиканского института образования стал региональный обзор политики в области качества воспитания и образования детей младшего возраста в Чувашской Республике.

В июне-октябре 2009 г. Г.П. Захарова, Э.А. Баранова, М.Ю. Дерябина работали над региональным обзором политики в области качества воспитания и образования детей младшего возраста (ВОДМ) в ЧР в рамках проекта Всемирного Банка и Юнеско.

В рамках научно-исследовательской лаборатории работает Центр педагогики и психологии детства. Январь-июнь 2012 г.

За отчетный период было проведено:

      1. Профессиональная переподготовка по дополнительным профессиональным образовательным программам:

           – «Государственное и муниципальное управление в сфере образования» (для руководителей дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений) – 176 слушателей;

           – «Коррекционная педагогика и специальная психология» со специализацией «Образование лиц с нарушениями зрения», «Образование лиц с нарушениями слуха», «Образование лиц с нарушениями речи», «Образование лиц с нарушениями интеллекта» (для учителей, воспитателей специальных (коррекционных) образовательных учреждений) – 163 слушателя;

           – «Педагогика и психология дошкольного образования» (для  студентов 4–5 курсов и лиц, имеющих высшее педагогическое образование) – 1 слушатель (индивидуальная образовательная программа);

   2. Курсы повышения квалификации по дополнительным профессиональным образовательным программам:

– «Практическая психология и консультирование» (для студентов 4–5 курсов психолого-педагогических специальностей) – 19 слушателей;

     3.        Авторские программы:

– «Двенадцать месяцев» – поддержка эффективных моделей организации предшкольного образования – апробация технологий предшкольного образования с учетом вариативных форм организации образовательного процесса (модель группы кратковременного пребывания) – 9 слушателей;

– бесплатные консультации логопедов, психологов, педагогов по вопросам диагностики развития и коррекции речи, психологической готовности ребенка к школе, интеллектуального и личностного развития ребенка, социальной компетентности ребенка, проявлений возрастных кризисов детей (3-х лет, 7-ми лет), детско-родительских отношений – 12 детей.

Поиск
Календарь, новости
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Новости
Объявления
Объявления
...
...
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 280

Copyright Yanduskin © 2010-2012